для учителей и родителей

ДЕТИ-ФИЛОСОФЫ / ОСТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ

Алымова Дарья, 1988 г.р., Харьков, Украина.

Каждый человек хочет знать как можно больше о себе и об устройстве мира. Философия – это наука о познании себя как части целого, наука всеединства. Философия – своего рода мост между наукой и религией. Религия призывает человека к целостности, наука – объясняет всё происходящее с точки зрения законов, философия же помогает с помощью этих законов стать целостным. Философия расширяет человеческое сознание, соединяя несоединимые категории: черное и белое, тьму и свет, добро и зло. Это бесконечное творчество, искусство мысли, не знающей границ, путь «золотой середины». Она не говорит ни «да», ни «нет», она рассуждает.

Две составляющие этого понятия – любовь и мудрость. А чего мы желаем обычно друзьям? Получается, быть философами…

Человек – продукт семьи, общества, культуры своего народа и определённого мировоззрения. Философия соединяет, упорядочивает, систематизирует, выстраивает, – словом, адаптирует сознание человека к окружающей среде. Она воспитывает внутреннюю силу, формируя личность из индивидуальности.

Нет жизненной сферы, где бы не звучало философских рассуждений. Она и в мудрости народа: в притчах, сказках, пословицах, она и в творчестве писателей, поэтов, художников и архитекторов. Концептуальное искусство – тоже продукт философии, выражение авторского мировосприятия.

Но мудрость – это средство, цель же – достижение с помощью этого средства желаемого результата. Это путь царя Соломона. Просящий мудрости получает всё остальное. Если человек мудр, его философия поможет ему выжить в любых обстоятельствах.

Одно персидское изречение говорит нам: «Человека, который ищет мудрости можно назвать умным, но если он думает, что он нашёл её – он глупец».Философ всегда в пути. Это вечное творчество, динамика, поиск. Приучая человека мыслить категориями, она одновременно освобождает его от категоричности, однобокого, буквального понимания, растворяя грани видимого, освобождая мысль для нового понимания.

Философия – любовь к мудрости, мудрость – знание о высшем благе. Это путь к самопознанию, к внутренней свободе и одновременно к добру – величайшей форме мудрости. Это поиск жизненного смысла во всём существующем.

Чем мудрость отличается от ума? Тем же, чем логика от алогичности. Ум работает на себя, мудрость – во благо другим, осознавая всеобщее единство; ум рационален, мудрость – иррациональна, она непредсказуема; ум видит настоящее, мудрость – будущее; ум – это тактика, мудрость – стратегия; ум ограничен, мудрость же нет…

Философия – дорога внутрь себя, к своим сокровенным глубинам. Любой человек, какой бы профессии он не принадлежал, как только делает шаг в сторону глубины и сути вещей, становится философом. Он даже в хаосе способен отыскать рациональное, ухватиться за него, выстроить в стройную систему, – преобразовать. Это работа духа.

Может быть, именно поэтому философ Г. Гегель сказал: «Мудрость – это не наука, а возвышение духа».

Философия всегда будет на передовых рубежах, потому что является объединяющей силой, а не к этому ли стремится всё прогрессивное человечество?

Я шумящей листвы отшумевшая тайна,

Я холодных ночей ледяная луна.

Я озёрная гладь, чья поверхность зеркальна,

Я восставшей стихии седая волна.

Я бессмысленных фраз роковое значенье,

Я реальность тобой не увиденных снов.

Я несносная боль – проводница прозренья,

Я в прозрачных слезах растворённая кровь.

Моё имя знакомо тебе изначально.

Мою суть до конца ты не в силах познать.

Оттого и гляжу на тебя так печально,

Чтобы радостью мир твой насквозь пронизать.

Гневэк Кристина, 10 лет, Магнитогорск, Челябинской обл., Россия.

Я люблю заниматься философией, потому что эта наука учит мыслить и разумно строить свою жизнь. Слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». Это значит, что любой человек, который задумывается, как ему жить, как ему поступать, является хотя бы немного философом. Философия окружает нас с детства. Так, детские сказки учат нас различать добро и зло, детские рассказы и повести учат оценивать чужие поступки и свои собственные. Потом, уже в школе, мы с удивлением узнаем, что, оказывается, мы не просто читали, думали, рассуждали, оценивали, а учились философии на практике. В школе на самых разных предметах мы также учимся теории и практике философии. На уроках русского языка мы развиваем языковое чутье, учимся облекать мысли и чувства в слова. На уроках математики мы развиваем мышление и узнаем способы решения задач и проблем. На уроках природоведения мы знакомимся с разумной философией природы. На уроках краеведения мы узнаем историю родного края и учимся на достижениях и ошибках наших предков. Настоящей философией является обществознание, потому что оно учит нас жить в обществе, знакомит с традициями, принципами сосуществования. И получается, что каждый урок – это часть большой науки, которую мы называем красивым словом «философия».

Родители мне рассказывали, что философия – самая древняя наука. Из нее, как из могучего дерева, выросли все другие науки, а теперь каждое научное течение снова возвращается к своей основательнице – философии. Пока я не занимаюсь большой наукой, но учусь применять свои первые философские знания в жизни. Когда у нас дома случилась беда (умерла близкая подруга мамы, тетя Галя), и мы все были очень расстроены, я, несмотря ни на что, пыталась успокоить маму. Я ей говорила, что душа тети Гали обязательно вернется, правда, в другом обличии, но она все равно будет радовать людей своей добротой. Я говорила маме, что не надо думать только о себе и главное заключается не в том, что мама не узнает тетю Галю в другой оболочке, а важно то, что тетя Галя все равно вернется. Папа пытался мне объяснить, что католики объясняют последствия смерти по-другому, но я его убедила, что именно мои объяснения смогли успокоить маму. Теперь я хочу узнать, как объясняют факты смерти близких людей в других религиях.

Еще, когда мне по какой-либо причине плохо, я пытаюсь представить, что есть люди, которым еще хуже и которым требуется помощь. А когда встречаю таких людей, стараюсь помогать им, потому что убеждена, что мне тоже в плохие дни кто-нибудь обязательно поможет. Я называю это круговорот помощи, а родители смеются и поправляют меня, называя эти обстоятельства круговоротом жизни.

Вот так я применяю свои небольшие философские знания в жизни. В свободное от учебы время я читаю книги по истории религии, потому что считаю, что в них много философских знаний о жизни людей и их морали. Пока мне не все понятно. Я не представляю, как брат мог убить брата или как бог мог покарать детей египтян и убить всех младенцев, чтобы помочь израильскому народу уйти из Египта. Бог ведь не может обижать невинных людей, а тем более детей. Родители мне объясняют, что за зло старших в семье могут расплачиваться дети, но соглашаться с этим мне не хочется. И я снова ищу в книгах ответы на мои вопросы.

Изофатова Екатерина, 1989 г.р., Санкт-Петербург, Россия.

Как ни прекрасен наш мир, все – равно надо знать, как он устроен. Философия показывает путь, идя по которому, я смогу ответить на мучающие меня вопросы, такие как: в чем смысл жизни? как появился человек и действительность? что есть добро и зло? Это самые фундаментальные вопросы, которые задают себе люди, в том числе и я. Умение рассуждать, делать неоднозначные выводы и понимать, как устроен мир – вот этому нас учит философия.

Философия предполагает, что человек выскажет свое собственное мнение и докажет его. Философы – не ученые, которым важна только истина. Он не будет удовлетворен той истиной, которая была сформулирована ранее. Ему захочется искать что-то новое, неизведанное. Дать только философу крылья, и он поднимется вверх к мудрости, будет познавать неопознанное. Но все равно что-то будет оставаться для нас трансцендентным, тайным. Мир – это «вещь в себе». Ничто в мире не происходит случайно, все очень логично. Вот эта логика в мире мне очень нравится, т.к. самым бессознательным действиям философия дает разумный ответ. Все действительное разумно, как говорит Гегель, и все разумное действительное. Но никто не может ответить на вопрос, познаваем ли мир вообще, где происходит все это разумное.

К большому сожалению, а, может быть, и к счастью, философия не являются наукой, а только областью познания. Философские размышления касаются не отдельных предметов и даже не событий, они касаются универсальных принципов, таких как: Разум, Природа, Мораль, Справедливость. Все эти темы нельзя представить по отдельности, только если в совокупности. Если в естественных науках можно поставить какой – то опыт и получить знания, то в философии знания берутся или из разума, или с помощью мистического озарения. От чего – то же надо отталкиваться, чтобы что- то получилось. Все на свете очень сомнительно, но несомненно только одно, что я сомневаюсь.

Философам интересно отношение человека к происходящему, как он появился и как устроен мир. Все, что касается фактов, его это не интересует, ему важно узнать первопричину происходящего. Вот это мне больше всего нравится, т.к. постоянно надо отвечать на вопрос почему. Может через несколько столетий философы разрешат проблемы, которые не разрешены теперь.

Кострюкова Анна, 1988 г.р., Магнитогорск Челябинской обл., Россия.

Философия неотъемлемая часть нашей жизни, каждый человек – философ, только у каждого она своя. Философия некоторых людей заключается в том, чтобы её вообще не было в их жизни. Я же отношусь к философии с любовью и не представляю жизни без нее. Способность мудрствовать и размышлять доставляет мне эмоциональное и моральное наслаждение.

Философия помогает мне найти выходы из, казалось бы, не преодолимых, ситуаций. Только путем размышления и философствования мы можем найти единственно правильную дорогу жизни. Благодаря философии на явления жизни можно посмотреть разносторонне и оценить их с многих позиций, которые обычно не видны. Многие люди относятся к философии как к пустой трате времени, я же считаю, что, философствуя, человек использует логику и анализ для обработки полученной информации. Я же в философии нахожу утешение и поддержку в трудные минуты своей жизни. Смотря на предметы, человек видит их реальный образ, оценивая их только с той стороны, с которой он может ими воспользоваться в повседневной жизни, а если человек умеет размышлять и думать то, он может найти еще много неординарных применений этому предмету. Таким образом, философствуя, человек развивает гибкость мышления и повышает интеллект.

В наше время очень важно быть философом, потому, что, глядя на все происходящие в нашем мире, только очень мудрый человек может выбрать правильный путь, не искалечив свою душу. Каждый день нам приходится справляться с какими-то жизненными препятствиями, что по силам далеко не каждому, некоторые находят выход в спиртном, другие в наркотиках, некоторые выбирают еще более легкий путь – суицид, или впадает в депрессию, различные психические расстройства. Мне кажется, что всего этого можно было бы избежать, изначально закладывая в человеке способность размышлять и понимать, думать и осознавать что он делает и что это за собой повлечет. Я думаю, что именно этому нас учит философия, разобраться в себе, понять, кто ты есть в этой жизни, и на что ты способен. Не даром каждый из нас, в определенный период своей жизни, задает себе вопросы: Кто я? Зачем я здесь? Почему я здесь? Каждый человек по-разному на них отвечает, в зависимости от уровня своей морали, некоторые до конца своей жизни не могут найти ответа на эти, казалось бы, простые, философские вопросы.

Человек, обладающий даром философствовать, может постоянно преобразовывать и изменять свой внутренний мир, находить что-то новое лучшее совершенное. Умеющий размышлять, способен самосовершенствоваться.

Куслий Маша, 6 класс, Новосибирск, Россия.

Философия – это очень древняя наука. Появилась она в Греции. Греческим философам принадлежит очень много умных высказываний, сохранившихся и до наших дней. Эти философы были умнейшими людьми древности, поэтому их имена известны всему миру. Но даже простые люди любят философствовать и рассуждать по поводу известных им тем. Дети – не исключение.

Мне нравиться рассуждать по поводу прочитанных книг: давать характеристику героям и мне интересно узнать, почему именно это название имеет та или иная книга. Только после окончания чтения произведения понимаешь смысл заголовка, в котором спрятано значение, урок этой книги. Я сделала вывод, что название произведения отражает сжатый его смысл, иногда спрятанный.

Один из моих любимых уроков – это литература, и я люблю рассуждать на тему «Поэтические произведения». Стихи может написать каждый человек, но сочинить их гениально смогут только единицы. В стихах люди выражают свои чувства, эмоции, описывают красивый пейзаж, историю. Мне нравится читать стихи. Они гармоничные, красивые, интересные, иногда комические. В них много философского. Хотя поэзия не потеряла свою актуальность, люди читают стихи меньше. Сейчас многие открытки продают с рифмованным текстом, но это нельзя назвать поэзией в полном смысле этого слова. К счастью русские люди с раннего детства соприкасаются с творчеством великих поэтов. Их стихи будут много раз перечитывать и восхищаться ими.

Философия – это прославление разума, ума и мудрости. Умные философы древности проникали в глубину познания. Некоторые рассуждали по поводу жизни. Они наблюдали за людьми, их бытом, привычками, пытались постичь законы природы и делали из этого вывод, который затем заключали в свои изречения, радуясь успеху. Чем больше философы углублялись в изучение истин жизни, тем больше понимали, что их открытия лишь малая часть того неизвестного, огромного мира загадок, который они не могут постичь. «Я знаю то, что я ничего не знаю» – сказал по этому поводу великий древнегреческий философ и мыслитель Сократ. Его высказывание поражает своей мудростью.

Одно из моих любимых изречений принадлежит французскому писателю – философу Вольтеру: «Лучшее – враг хорошего». Однажды я писала сочинение, оно уже было хорошее, но мне показалось, что его надо сделать лучше. Но из моего решения усовершенствовать текст, получилось обратное действие, сочинение стало хуже, и тогда я вспомнила высказывание Вальтера и переписала сочинение таким, каким оно было. Вот какой урок преподал мне Вальтер. И опять я возвращаюсь к мудрецу Сократу, потому что он автор одного из моих любимых изречений: «Люди, которые меньше всего хотят, ближе к богам». На первый взгляд, это высказывание кажется странным. Конечно, когда люди ничего не хотят, они не становятся ближе к богам, но живут они прекрасно, как боги, питаясь радостью. Они ни кому не завидуют, ни в чем не разочаровываются, а просто наслаждаются жизнью.

Изречения философов никогда не устареют, поскольку в них заключены общечеловеческие истины, которые никогда не меняются.

В свободное время я читаю, рисую, но размышления и рассуждения преобладают над всеми этими занятиями. Все-таки, трудная, глубокая, многогранная и интересная наука философия. Во все времена будут какие-то загадки, проблемы пока еще не решенные человечеством, и люди будут всегда философствовать!!!

Мне нравится заниматься философией, потому что…

Понизовкина Анастасия, 5 класс, Москва, Россия.

Философия – наука уравновешенная и спокойная. Ее суть заключается в рассуждениях, а рассуждения любят уединение. Уединение – состояние, которое нравится мне больше всего. В этом я очень похожа на философию и меня к ней влечет. Я люблю сидеть, смотреть в окно и при этом рассуждаю о том, что меня волнует. И на душе становится светлее… Философия может успокоить человека, даже если он размышляет не об очень приятных вопросах, может даже помочь ему в повседневных делах. Например, ребенку строго-настрого запретили красить забор. А это его любимое занятие – красить! Ребенок обижен и, конечно, понимает, что имели ввиду родители, но принимается рассуждать, что красить забор нельзя, а скамейку можно. И сразу ему становится веселей.

Философия – наука, не похожая на все остальные. Она присутствует везде и всего и всех касается, даже если мы этого не замечаем. Философия делает все понятным и доступным. Философия – наука рассудительная и всегда идет рядом с логикой. Даже самые маленькие дети пытаются рассуждать, но это у них не всегда получается. Например, ребенок первый раз пришел в зоопарк, а до этого ему лишь читали о животных. Увидев зебру, рассуждает: «Полосатый, большой, красивый…Это тигр!» Правильно рассуждать нужно учиться. Логика дает самый верный способ рассуждения. Этому можно учиться всю жизнь. Человек, в совершенстве владея логикой, сохраняет хладнокровие в любой ситуации и может стать всеобщим примером. Шерлок Холмс с помощью своей железной логики стал всем известен как идеальный сыщик.

Философия всегда будет рядом с человеком.

Сухарев Дима, 1993 г.р., Чита, Россия.

Моя философия возникла с самых пеленок. Когда мама носила меня в животе, она писала книгу для школьников «Я в мире философии». Когда я рос, дома часто говорили о том, как дети понимают мамины уроки. Когда я пошел в школу, мама радовалась – ее школьники поступили к ней в университет. Мама писала по философии диссертацию. Я был маленький и спрашивал у нее: «А что такое философия?». Она мне отвечала, но я не понимал. На данный момент я учусь в пятом классе и прекрасно знаю, что такое философия, потому что учусь по учебнику мамы. Наша школа уже пять лет работает по учебнику «Я в мире философии». Когда я 1 сентября начал заниматься философией, на первой странице учебника прочитал «Посвящаю моим детям Оле и Диме». Учитель не знала, что автор – моя мама, а рисунки – моей сестры. И первая оценка, которую я получил по философии, была 4. Интересно, но философию я воспринимаю как «матушку философию». Философия – это любовь к мудрости. Мудрость – это древнейшее слово. Его ещё произносили умные старейшины. Они использовали свою мудрость в открытиях. И в любом мудром действии старейшины говорили: «Это мудрость нам помогла». А философия, это еще и любовь. Матушка философия учит думать, мыслить. Я много думаю о возникновении мира, о богах, о религии. Я думаю и о том, кто создал философию, и откуда она к нам пришла. Матушка философия формирует мировоззрение. Это то, как человек видит мир и как видит себя в мире. Мое мировоззрение только формируется. Я люблю мир, в котором мы живем. Я вижу мир таким – кругом птицы, веселье, радость и никаких конфликтов между странами. Но это пока только сон. На данный момент наш мир окружают террористы, наркоманы, алкоголизм. Философия помогает нам определить, как мыслил человек и как он сейчас мыслит. Значит, она должна помочь и здесь. Сократ в Древней Греции, Конфуций в Китае, Будда в Индии всегда отвечали на вопросы. Значит и сейчас матушка философия сможет найти ответы на новые вопросы.

Мама говорит, что философия учит думать. Когда я думаю, я хочу рассказать об этом маме или сестре. Иногда я говорю об этом моим друзьям. Когда становится необходимо сказать другому о том, что волнует? Когда я был маленький, я слышал голоса листочков на деревьях и рассказывал об этом бабушке. Когда я первый раз приехал на Черное море, я сказал, что знаю, почему море Черное. Потому что в нем плавают негры. А когда я учился во 2 классе, я сказал маме, что не буду служить в армии, потому что там убивают. А сейчас я иногда думаю о том, что надо обязательно познакомиться с Николаем Николаевичем Дроздовым. Я очень хочу у него учиться. Помогает ли мне философия думать? Я не могу ответить на этот вопрос. Я, кажется, всегда думал и думал.

Я люблю философию, потому что это связано с мамой. Я читаю мамин учебник и вижу ее, мамины глаза, слышу мамин голос.

Тинякова Екатерина , 1990 г.р., Курск, Россия.

Мне нравиться спорить, думать, рассуждать на философские темы и пытаться найти ответы на вопросы, на которые пытается ответить человечество вот уже более двух тысяч лет: к чему стремиться в этой жизни и в чём её смысл, какой вести образ жизни, чтобы при этом сохранить звание человека, и кто такой человек вообще, что такое жизнь, и что такое смерть, и как к ним относиться, что входит в понятия «добро» и «зло», в чём на сегодняшний день состоит суть слов «любовь» и «ненависть», где и как найти своё счастье, и в чём оно заключается, мораль и нравственность, сознательное и бессознательное состояния человека, тайны и загадки Вселенной. Этот длинный список никогда не закончился бы, т.к. философия наука всеобъемлющая. Мне кажется, что философ есть в каждом из нас, и мы должны более глубоко и осознанно подходить ко всему, что нас окружает, вдумываться в происходящее. Большинство людей живут, не видя настоящего мира, его сути, они погрязли в мелочной суете каждодневных забот. Каждый их день строится по монотонному, обыденному сценарию, но стоит взглянуть на мир другими глазами, вдруг понимаешь, что пребывал в заблуждении. Поэтому человек, я считаю, должен стремиться к пониманию более глубоких проблем. Мне очень нравится изучать точки зрения различных мудрецов и философов, их сравнивать, осознавать, сопоставлять – ведь, как известно, именно в споре рождается истина. Кроме того, мне очень интересно сопоставлять различные науки с философией (например, биологию, физику, химию и другие науки), так как, я считаю, что, сравнивая их, можно пытаться решить задачи, которые ставит перед собой философия. Мне кажется, что всё в нашей жизни, всё, что нас окружает, всё построено на философии. Философия побуждает нас рассуждать о нашей жизни, всё анализировать, замечать во всём обыденном, повседневном что-нибудь необычное. А ещё мне бы очень хотелось ещё изучить психологию, так как я собираюсь выбрать профессию психолога в качестве моей будущей специальности. Мне кажется, что эти науки очень тесно взаимосвязаны, т.к. проникают в тайну и в суть человеческой сущности.

Шумков Яков, 1993 г.р., Екатеринбург, Россия.

Мне нравится заниматься философией, потому что философия – мудрый предмет. На нём мы изучаем жизнь. На мой взгляд, философия важнее многих других предметов и без нее не обойтись ни на математике, ни на русском языке. Например, на математике мы изучаем сложение, вычитание, но так и не узнаем простую истину, что не бывает глупых вопросов. У каждого даже самого пустякового вопроса есть своя глубина. И, находя ответ на него, мы выясняем что-то очень важное для себя, дополняем ту картину мира, которая есть в каждом из нас, как будто заполняем мозаику недостающей частичкой. Только вот картина эта у каждого своя, потому что каждый из нас – индивидуальность. У меня дома живет парочка попугайчиков и перепелок. Я наблюдаю за ними и вижу, что у каждой из них свой характер, иногда просто невыносимый для окружающих. Но если уж в каждой из птиц скрыта индивидуальность, то что говорить про человека! Замечать это научила меня философия. Каждый из нас может открыть в себе маленького философа, который по качеству рассуждения ничуть не уступает какому-нибудь знаменитому Иммануилу Канту с его трансцендентальной апперцепцией!

На философии мы научились отличать мудрого человека от умного. Умный человек тот, кто хорошо учится, много знает, ему присущ высокий уровень интеллекта (IQ). Мудрый же учится на своих ошибках, у самой жизни, к нему идут за советом. Не обязательно при слове «мудрый» представлять себе пожилого человека, сидящего в своей обширной библиотеке, листающего толстую и, видимо, очень умную книгу. На мой взгляд, мудрым может быть и ребенок, который успел пройти в своей жизни через сложные испытания.

Мудрость не отрицает способности размышлять, а наоборот, предполагает ее. Помогает развивать мышление отгадывание загадок – небольших, иногда шутливых вопросов, которые задаёт аудитории человек – «загадчик». К загадке в любом случае найдётся ответ, потому что кто же станет загадывать загадку без отгадки?! Как-то давным-давно мне загадали очень простую загадку: «Зимой и летом – одним цветом. Что это?» Было лето, за окном кричал петух, и я ответил: «Петух», потом посмотрел на кошку и ответил: «Кошка». С тех пор я люблю отгадывать загадки, потому что понял, что в них главное не правильный ответ, а попытка найти его, сам процесс размышления. И потом, я помню удивление от открытия, что, благодаря заданному мне вопросу, у кошки, петуха и ёлки, таких непохожих друг на друга, нашлось нечто общее.

Философия лучше, чем родители, учит нас быть вежливыми, внимательными к другим, потому что каждый из нас – это целый мир со своими законами, которые нужно уважать так же, как мы хотим, чтоб уважали нас.

<<назад>>

для учителей и родителей
Additional Info