для учителей и родителей

ДЕТИ-ФИЛОСОФЫ / СОЧИНЕНИЯ УЧЕНИКОВ 8 "Е" КЛАССА ГИМНАЗИИ №12 Г. ЛИПЕЦКА

Бильбао Паола.

Вопрос-ответ – вот путь к истине. Именно так, в непринужденной обстановке, через систематические беседы древнегреческий философ Сократ учил своих учеников. Задачей философии он считал самопознание. Прочитав об этом в книгах, я вдруг вспомнила о моем знакомстве с философией. В первом классе печатными буквами наша учительница написала: «все течет, все изменяется». А потом я и мои одноклассники размышляли о смысле афоризма древнегреческого философа Гераклита. Еще в тетради появилась запись: «Вопрос – ключ к знанию». Она стала девизом. Как-то незаметно мы научились задавать вопросы, искать и находить на них ответы. Привычными стали понятия: гипотеза, исследование, доказательство, критерий, индукция, дедукция и т.д., мы изучали тему: «Изменение».

Например, на одном из уроков МДО (междисциплинарное обучение) читали тексты: «Соль в организме человека», «Фараон в Древнем Египте», «Как мы воспринимаем текст», «Соль в системе экономических отношений». И все для того, чтобы ответить на вопросы: «Как мы должны изучать мир?», «Что является истинным знанием?». Обсуждали, спорили…

Философы всех времен искали ответы на вопросы: «Зачем я живу?», «Во имя чего?», «Во имя каких высших ценностей и идеалов?» И сейчас человек пытается на них ответить. Думаю, что вопрос о смысле жизни каждый должен решать для себя сам. Например, Преподобный Сергий Радонежский и протопоп Аввакум. Аввакум – это образ русского мученика за идею, причем идеей этой было страдание. Величие его личности увлекало. У него было много последователей. То, что он исповедовал, завораживало людей. Сергий Радонежский, восхищавший смирением и трудолюбием, тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. Своим подвижничеством он доказывал правильность того, чему учит. У меня еще нет жизненного опыта, но я пытаюсь познавать себя, опираясь на опыт этих незаурядных личностей.

Власова Настя.

В переводе с греческого «философия» – это любовь и мудрость.

Мне жаль, что эта наука не изучается в школе, но мы с ней идем все время рядом.

Известные нам с детства слова Истина, Душа, Добро, Зло и т.п. – это вечные темы, интересующие всех людей земного шара, не зависимо от того, какой они религии и на каком языке общаются. Я уверена, что с философией мы связаны с самого детства. Играя, читая книги, «общаясь» с природой, окружающим миром, мы делаем выводы, приводя кучу доводов. Литература вносит в жизнь какое-то содержание, которое писатели и поэты добывают сами. Например, в произведениях А.С.Пушкина встречается много философского.

Григорьев Илья.

У нас в классе был проведен доцентом Липецкого государственного педагогического университета Олейниковой О.Н. интересный урок японской поэзии. Чужие стихи из далекой и не очень знакомой страны увлекли меня. Я стал размышлять. Культура разных народов многообразна по форме. Но есть что-то общее, объединяющее народы и радующее нас всех, детей единой матери-планеты Земли. Доброта – всегда доброта, любовь к дорогим людям – везде любовь, красота природы – везде красота. И у всех любовь к жизни. И у всех народов есть тревога за будущее, потому что еще много недобрых людей на свете.

Вот миниатюра Басе, маленькая поэтическая зарисовка, но с большим философским смыслом:

Ива склонилась и спит,

И кажется мне, соловей на ветке –

Это ее душа.

Можно сравнить с описанием зимнего утра И. Бунина.

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели .

Поэт Исса, например, показывает дурное и злое существующее на свете:

Роса так быстро исчезла,

Как будто ей делать нечего

В нашем нечистом мире.

От этих строк в сердце приходит печаль, значит не только у нас, но и в Японии есть немало горя и несправедливости.

Карпенко Евгений.

Откуда я и почему такой? Что есть душа? Что есть истина? Что такое счастье и кого можно назвать счастливым человеком?

У нас нет предмета философии в школе. Но на уроках по Русской школе, говоря о мировоззрении славян, мы говорили, что славяне знали, что жизнь человека зависит от природы и старались не навредить ей. Мир представал как единое органическое целое, в котором всё взаимосвязано, всему есть время и место. Не случайно весь мир похож на дерево (единение с природой), где корни символизировали наше прошлое, жизнь наших предков, их многовековой опыт. Корни дают нам твёрдо держаться на земле, опираясь на мудрость предыдущих поколений, помогают не совершать ошибок в будущем. Ствол-это мы, сегодняшние. Как местами гладкая, а в основном неровная, шероховатая кора у дерева, сучки в самом неподходящем месте, так и наша жизнь с радостью, ошибками, трудом, терпением, принятием того или иного решения. И всё, чего добьёмся, чему научимся, мы передадим нашим детям, потомкам. И крона у дерева будет расти и разрастаться.

В последнее время я задаю себе вопрос: что такое любовь? Наверное, существует разное понимание этого слова. Это любовь к маме, к близким. С этим я родился, это вошло в меня как само собой разумеющееся. Мама – это моя опора, поддержка. К ней я могу прийти с радостью, с неприятностями. Я твёрдо знаю, что она поймёт и поддержит меня.

Это любовь к Родине, к тому месту, где родился и вырос. Как объяснить это чувство? Если я куда-то уезжаю, то очень скучаю по своему двору, по городу с его движущимися машинами, вечерними огнями фонарей и звёзд на небе, школой, где мои друзья и учителя.

Я ловлю себя на мысли, что одна девочка мне нравится больше, её я хочу видеть как можно чаще, с ней я хочу говорить. Мне нравится, как она улыбается, откидывает чёлку назад.

Может это любовь?

Кирилова Татьяна.

С 1 по 7 класс у нас в школе был предмет МДО (междисциплинарное обучение). На этих интересных и загадочных уроках мы научились выдвигать гипотезы, мыслить и философствовать. На мой взгляд, философия – это размышление и поиск; и ей нет равных среди других наук. Именно с этого момента у меня развилась любовь к философии.

Мне очень нравиться высказывание философа Ф. Ницше: «Ваша любовь к ближнему это есть дурная любовь к самому себе». Оно мне нравиться потому, что всё зло, что ты сделал людям, бумерангом вернётся к тебе.

На уроках литературы мы не редко сталкиваемся с элементами философии. Примером этому служит произведение: «Житие Аввакума им самим написанное» – выдающееся произведение древнерусской литературы, но и в тоже время философское сочинение, так как Аввакум сам пишет о своих достоинствах и недостатках, он сумел оценить себя. Та же наша программа «Русская Школа», основана на принципе Россия и мир – опыт взаимообогащения. И мы с удовольствием изучаем японские и другие литературные произведения. Японская поэзия – это тоже философия потому, что их произведения нужно додумать и домыслить и каждый человек сделает это по-своему.

Марков Николай.

Среди многих тем, которыми занимается философия, мне ближе всего взаимодействие интеллектуального и духовного. Интеллект – способность мышления, рационального познания, а духовные качества – воля, интуиция, воображение. Очень часто эту проблему мы обсуждаем на уроках «Русской школы», читая былины и особенно древнерусские исторические повести. Их авторы избегали вымысла, который казался проявлением сатанинской гордыни. Я понял главное: разъединение интеллектуального и духовного приводит к катастрофе всего человеческого общества.

Сухинина Алина.

Я думаю, что философия – это очень интересная наука. На уроках литературы мы сталкиваемся с философией, когда анализируем произведения, говоря о философских основах литературы. Например, философские основы древнерусской литературы. Образ Божий дан человеку от рождения, но только от него самого зависит, сохранит ли он этот образ. Начала временного и вечного заключены в самом человеке. Душа сообщает жизнь телу, одухотворяет его, а плотские соблазны искажают душу. Говоря об этом, мы и не подозревали, что философствуем.

Все это мне очень интересно и увлекательно. Мне нравится заниматься философией, потому что она помогает быть счастливым.

Таранцова Яна.

Философия – древнейшая наука и в то же время она всегда молодая, потому что её знания и идеи никогда не устаревают. Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями древних физиков о том, будто тяжёлые тела падают вниз, а легкие взлетают вверх, но никто не будет смеяться над философскими идеями Сократа и его главным выводом: высшая человеческая мудрость – знать, что ты ничего не знаешь; или словам Диогена о том, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, – хотя и Сократ, и Диоген жили более двух тысячелетий назад.

Наука имеет дело с проблемами, а философия с тайнами. Чем тайна отличается от проблемы? Проблема – это то, что рано или поздно можно решить. Например, сейчас является проблемой управляемая термоядерная реакция, и эту проблему наука рано или поздно решит. Но есть такая вещь, как смерть. Это не проблема, а тайна, никакие наши знания о ней нам не помогут. Мы сможем узнать, что такое смерть, когда будем умирать. Тайной является любовь. Никогда не известно, почему один человек любит другого, и бесполезно рассказывать никогда не любившему о том, что это за чувство. Полюбишь – узнаешь. Тайной в отличие от проблемы является то, что нужно прожить. Не знать, знания тут не помогут, а жить. Вот за это я и люблю философию.

Чупрына Никита.

Философствованию нас начали обучать ещё в начальной школе на предмете «Междисциплинарного обучения» – МДО. Мне запомнились занятия по темам «Порядок», «Формы порядка и их значение», «Взаимосвязь порядка и хаоса», «Преемственность», « Система» и др. Так в качестве примера закрытой системы, на рабочем листе, я сделал описание средневековой Японии и Кодекса чести самурая. В пятом классе у нас появился предмет «Русская школа». А совсем недавно мы попробовали «играть» в философию, как это делают в «Школе Сократа» в Москве – мне очень понравилось.

Ширяев.

Мы с начальной школы изучали основы философии на уроках МДО. Светлана Ивановна легко и доступно объясняла нам сложные философские термины и понятия. Мы узнали, что такое развитие, хаос и порядок, система и многое другое. Чем глубже становились знания, тем понятнее казался окружающий нас мир.

Мне нравится заниматься философией, потому что легче понимать окружающих меня людей.

<<назад>>

для учителей и родителей