для учителей и родителей

ДЕТИ-ФИЛОСОФЫ / РАБОТЫ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИИ №47 Г. КУРГАНА

Ерахтина Анна, 1989 г.р.

На мой взгляд, философия есть в каждом человеке. Она с рождения заложена в нас. С первых шагов освоения мира ребенок сталкивается с объективными законами. Мы познаем их своей игре.

Ребенок в правилах игр познает мир. Если он играет часто в одну и туже игру, он начинает играть лучше, становиться более опытным в игре, начинает искать легкие, быстрые пути к победе. А это и есть главное правило жизни – учиться понимать смысл, искать легкие, верные пути.

Когда мы становимся старше, и достигаем, так называемого «переходного возраста» философия остается в нашей жизни. Но она уже становится не такой подсознательной, как в детстве, а более осмысленной. Я думаю, что именно здесь и происходит глобальный выбор, который делает каждый человек, достигнув определенного возраста. Выбор этот не осознанный, мы невольно для себя решаем, по какой «дорожке» нам идти к «финишу». И идти по ней осознанно, продуманно, с философскими взглядами, идеями, т.е. с философией или оставить философию на инстинктах, подсознательно, как в детстве.

Те, кто выберут вторую «дорожку», возможно, даже не будут знать, что в их жизни есть философия. Но она есть, только на более практичном, бытовом уровне, чем у тех, кто выбрал первую. Вторые, будут считать ее просто рациональными решениями, здравым смыслом, логическим мышлением. Они не будут видеть философию во всем, а замечать ее лишь там, где им покажут.

А те, кто выберут философское осознание мира, сделают свою жизнь гораздо ярче и насыщеннее.

Это очень интересно, искать во всем смысл, понимать все, делать выводы. Во многом наш выбор зависит и от нашего окружения. Я очень благодарна моей маме, за то, что она вовремя смогла показать мне этот мир. Дав прочитать то или иное произведение, посмотреть фильм, она объясняла мне, помогала увидеть скрытый смысл. Мне было очень интересно искать значения всего: почему в фильме есть этот кадр, почему герой говорит эту фразу, на что режиссер хотел обратить наше внимание.

Для меня открылся новый мир, мир надежд и сбывающихся иллюзий, и я знаю, что если мне станет тесно в обычном мире, я всегда смогу открыть дверь в мир, где есть ответы на все вопросы. И если даже мне не удастся связать мою будущую профессию с философией, я буду стараться открыть дверь в нее для всех, чтобы показать ее чудеса. Я буду всегда близка к этому миру, потому что я уже иду по одной дорожке с философией.

Шалютина Екатерина, 1991 г.р.

Когда мне был 1 месяц – так рассказывают родители – и я не могла уснуть, папа стал читать мне «Илиаду» Гомера. Через минуту я сладко засопела. Может быть, еще тогда какие-то зёрнышки философских настроений запали мне в душу.

Философию в нашей гимназии не изучают. И, думаю, зря. Ведь философия – это размышление о том, как жить человеку в мире. Конечно, нам пока не «по зубам» сложные философские тексты. Но многое нам вполне доступно. Вот, например, меня поразила история отношений между Протагором и Эватлом, о которой я недавно прочитала. Молодой человек Эватл пришёл к известному софисту Протагору и попросился к нему в ученики. Они заключили договор, по которому Эватл расплачивается с Протагором за обучение только после своей первой победы в судебном процессе. Обучение закончилось, а Эватл ни в каких судах не участвует и не платит Протагору. Тогда Протагор ему говорит: «Я подаю на тебя в суд, и ты заплатишь в любом случае: если ты проиграешь, то заплатишь по решению суда, а если выиграешь, – то заплатишь по нашему договору». «Нет – отвечает Эватл, – я не заплачу в любом случае. Если выиграю-то по решению суда, а если проиграю – то по нашему договору».

Удивительно! Кажется: каждый из них прав, хотя они утверждают противоположное. Тогда и получается, как учили софисты, что человек – мера всех вещей, что у каждого – своя истина.

Хотя это и выглядит логичным, мне такая позиция не нравится. И мне гораздо ближе Сократ, который хотел найти такую Истину, такую Справедливость, которая не зависит от денег, власти и т. п. Он не побоялся отдать жизнь за своё право на этот поиск и был казнён. Но … так и не нашёл то, чего искал.

Есть ли она, такая Истина? И как нам строить свою собственную жизнь? Мне кажется, что каждый человек решает для себя такие вопросы если не в детстве, то в подростковом возрасте. Какой выбор он сделает в это время – такой и будет вся его жизнь. Вот поэтому меня и притягивает, и не отпускает от себя философия.

Мне кажется, что, думая над философскими проблемами, я выбираю себя.

Тельманов Максим, 1992 г.р.

Мне интересно познавать окружающий мир, интересно искать ответы на возникающие вопросы, интересно делать свои маленькие открытия. Например, одним из таких открытий было то, что на одну и ту же вещь, явление, или событие можно смотреть по-разному, воспринимать с разных точек зрения. Детское восприятие, например, многим отличается от взрослого. Это известно всем. Психолог Норбеков пишет по этому поводу: «Когда мы говорим «огурец», ребёнок сразу представляет упругий, зелёненький, весь в пупырышках, ароматный огурчик. А взрослый даёт определение, словесную формулировку …, а потом старается вникнуть и представить предмет по его описанию. То есть дети мыслят образами, а взрослые словами. Похожая мысль встречается и у Экзюпери: «Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: « Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают «Какая красота!». Но ведь существует не только две точки зрения: взрослая и детская. Мне кажется, что таких точек зрения может быть очень много. Возможно, бесконечно много.

Беличев Марк, 1993 г.р.

Философия имеет глубокий смысл и некую загадочность. Ведь не даром все древние ученые были философами!

Философия развивает логическое мышление и сам мозг. И заметьте, что предсказатели тоже изъяснялись речами, имеющими глубочайший смысл. И если бы люди поняли эти фразы, то некоторые катастрофы можно было предотвратить!

Философию надо уметь понимать! Ученый, который не знает философию, – это не настоящий ученый. Именно поэтому у нас в Кургане в институтах преподают философию. С помощью неё можно узнать, что было в прошлом и предвидеть будущее.

Философия очень тесно связана с другими науками. В 5 классе, на уроке русского языка мы изучали правило об однородных членах предложения. Я начал рассуждать. Что такое однородные? По моему опыту, я знал, что однородные – это значит одинаковые. Я придумывал предложения с однородными членами и устанавливал, чем они похожи.

Пример: В саду росли (Что?) астры , георгины , розы.

Так в процессе рассуждения я понял, что однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, что они не зависят друг от друга. Так через рассуждения, анализ мы приходим к пониманию того или иного определения или понятия.

И еще многие науки не могут обойтись без философии.

Мне нравится заниматься философией, потому что я люблю мудрость и знания, люблю осмысливать взгляды на мир, люблю долгие размышления, приводящие к познанию жизненных процессов. Для меня философствовать – приводить свои мысли и душу в порядок, определять свое место в этом мире.

Философия – очень важная наука.

<<назад>>

для учителей и родителей
he said